Броненосец «Князь Потемкин Таврический»

Над заметкой работали:

Заложен 25 сентября 1898 года эллинге Николаевского Адмиралтейства. Класс эскадренных броненосцев. Строитель — корабельный инженер А. Э. Шотт.

Длина наибольшая 378 ф. 6 д.= 115,4 м
Длина по ватерлинии 371 ф. 3 д. =113,1 м
Ширина по ватерлинии 27 ф. =22,2 м
Осадка на ровный киль 27 ф. = 8,2 м
Водоизмещение 12480 т
Две машины тройного расширения 5300×2 = 10600 л. с.
Винтов 2
Котлов 14
Скорость хода 16 узл.
Дальность плавания до 2000 мор. миль

 

 

Корабль должен был войти в строй в 1903 году, но в начале 1902 года в котельном отделении произошел большой пожар. От небрежного обращения с огнем вспыхнула нефть, скопившаяся в льялах. Матросы, работавшие там, проявили большое мужество, пожар был потушен, но успел причинить большой урон. Особенно пострадали котлы, и их пришлось заменить. Вновь поставленные котлы были оборудованы для сжигания твердого топлива.

В этом же году проводились испытания орудийных башен главного калибра, во время которых обнаружились раковины в броне.

Башни были забракованы, что отодвигало срок ввода корабля в строй действующих примерно на два года.

В конце 1904 года новые башни были готовы для установки на место. Корабль с рейда перевели к стенке морского завода. В строй действующего флота броненосец вошел лишь весной 1905 года.

С 10 декабря 1907 года в соответствии с вновь принятой классификацией зачислен в класс линейных кораблей.

После восстания броненосец переименовали в «Пантелеймон».

В 1911 году линкор прошел модернизацию и стал флагманом Черноморского флота. Осенью 1911 корабль взял впервые учрежденный «Переходящий императорский приз за лучшую стрельбу кораблей». Через три года эта выучка пантелеймоновцев сказалась в боях первой мировой войны.

За время своего пребывания в строю действующих корабль переименовывался четыре раза. Первое имя ему присвоили на стапеле — “Князь Потемкин Таврический”, 12 октября 1905 года после революционного восстания броненосец получил новое название — “Пантелеймон”. В процессе переименования был отслужен молебен, и духовенство кропило святой водой все помещения корабля, даже самые труднодоступные, с целью “смыть” революционные традиции и революционный дух и, конечно, саму память о героическом восстании.

13 апреля 1917 года, после Февральской революции, его вновь переименовали, возвратив за революционные заслуги первоначальное имя “Потемкин Таврический” (слово “князь” было из названия исключено).

И наконец 11 мая 1917 года броненосец получил последнее имя — “Борец за свободу” — для вечного напоминания о славной революционной судьбе корабля.

В 1918 году линкор находился на долговременном хранении в порту — сказалась нехватка команды, часть которой передали новым дредноутам, а другая ушла на фронты гражданской войны. До 29 апреля 1919 года корабль простоял в Южной бухте, но в тот день уходившие из Севастополя интервенты затопили близ Севастополя 12 русских подводных лодок и подорвали цилиндры главных машин на старых линкорах.

После гражданской войны восстановление поврежденного и уже устаревшего линкора признали нецелесообразным. В 1923 году его отвели в Северный док и к октябрю 1925 года демонтировали. Носовую и кормовую мачты использовали, чтобы установить на них створные маячные огни для плавания судов в Днепро-Бугском лимане, где они служили еще около 40 лет, после чего часть носовой мачты была сдана на вечное хранение в Центральный военно-морской музей в Ленинграде, а кормовая — в Одесский краеведческий музей, где они находятся и в настоящее время.

А знаменитый фильм «Броненосец «Потемкин» снимали на палубах блокшива (бывшего линкора) «Двенадцать апостолов» и только что возрожденного крейсера «Коминтерн» — однотипного с прославленным «Очаковым».

ПОДЕЛИТЬСЯ:

 

Комментарии запрещены.

История города Николаев в фотографиях, видео и аудио.