Спасательные суда проекта 527 и 527П
Над заметкой работали: Андрей Шинкаренко
Спасательные суда проекта 527 и 527П. ЦКБ-50, главный конструктор Н.Г. Лощинский. С 1959 по 1965 г. в Николаеве, на заводе 445 (завод им. 61 коммунара) было построено 8 судов проекта 527 и одно проекта 527П. Первые четыре судна имели наименование МБ (морской буксир), позже были переименованы в СС (спасательное судно).
Эти суда предназначались для оказания помощи аварийным подводным лодкам и надводным кораблям. Суда проекта 527 оснащались водолазными и спасательными колоколами, средствами водоотлива, пожарными насосами, лебедками и другим спасательным снаряжением.
Последнее судно серии (проект 527П, главный конструктор М.К. Горшков) имело возможность спасать экипаж подводных лодок второго поколения с предельных глубин погружения с использованием новых образцов спасательного оборудования.
Заказ | Наименование | Заложен | Спущен | Сдан | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1601 | МБ-26 | 02.1957 | 29.10.1959 | с 1966 — СС-26, с 1989 — «Эпрон» | |
1602 | МБ-21 | 27.11.1957 | 30.09.1960 | с 1966 — СС-21 | |
1603 | МБ-23 | 29.12.1960 | с 1966 — СС-23 | ||
1604 | МБ-11 | 24.10.1960 | 1961 | с 1966 — СС-44 | |
1605 | СС-83 | 30.06.1960 | 1961 | ||
1606 | СС-87 | 30.09.1962 | с 1973 — «Владимир Трефолев» | ||
1607 | СС-25 | 28.05.1962 | 31.12.1963 | «Жигули» | |
1608 | Бештау | 1.11.1962 | 3.08.1963 | 27.11.1964 | |
1609 | СС-22 | 30.12.1965 | пр.527П, с 1966 — «Алтай» |
Водоизмещение полное — 3030 т.
Длина — 79,7 м.; ширина — 14,0 м.; осадка — 4,5 м.
Скорость полного хода — 17,5 узлов.
Дальность плавания полным ходом — 3000 миль.
Автономность — 35 суток.
Силовая установка — дизель-электрическая, гребные двигатели — 2х2500 кВт, дизель-генераторы — 4х3Д100М по 1375 кВт, 2 ДГ по 500 кВт, 1 ДГ 100 кВт.
Вооружение — две 57 мм артустановки ЗИФ-31Б.
Радиотехническое вооружение — 2 НРЛС «Дон», ГАС Пегас-2М», ГАС «Оредежь-1» (пр.527П), ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста» (пр.527П).
Глубина проведения водолазных и спасательных работ — 200 м.
Экипаж — 135 чел.
Модернизации:
С 1967 по 1975 год на заводе имени 61 коммунара в г. Николаеве прошли модернизации суда проекта 527: СС-21, 23, 26, 83, 87, Бештау. Новый проект получил шифр — 527М. Водоизмещение увеличено до 2800/3300 т, осадка 5,4 м, скорость до 17,8 уз, дооборудованы ГАС поиска ЗПЛ МГА-6 «Кашалот», ГАС звукоподводной связи МГА-1.
В ходе предпродажной подготовки для ВМС Индии, СС-26, с 1988 по 1991 год капитально отремонтирован и переоборудован, новый проект получил наименование Пр.05275. Потом договор Индийской стороной был расторгнут и СС-26 остался в составе Черноморского флота, получив имя «ЭПРОН».
При оказании помощи малому десантному кораблю МДК-253, в 22.43 21 февраля 1972 г. СС-44 было выброшено правым бортом на скалистый берег м. Коровий в точке IH=60°51’57»N, 31°57’35»Е, на курсе 18». Все отсеки, кроме кормового трюма, были затоплены водой, ЭУ вышла из строя. Крен составил 10° на левый борт. После многомесячной спасательной операции 18 мая 1972 г. СС-44 сняли с берега.
Позже СС-44 отбуксировали в порт Мурманск, но из-за значительных повреждений его восстановление признали нецелесообразным. Демонтированные с судна исправное оборудование и части механизмов были использованы при ремонтах оставшихся в строю судов пр.527.
Списание:
СС-21 в январе 1992 года продан Черноморскому АСПТР г. Одесса – переименован в спасательное судно «Подводник Маринеско». Усиленно эксплуатировался по всему мировому океану до 1997 года, после чего списан на металл.
Списаны: 22.02.1993 года СС «Бештау», 30.06.1993 СС «Жигули», СС-23 предположительно в 1993 году.
1.09.1995 СС «Владимир Трефолев» отбуксирован в Лумбовский залив и притоплен на мелководье в качестве мишени для стрельб авиации.
О спасательных судах,
построенных в послевоенный период,
на заводе им. 61 коммунара, в г. Николаеве.
Статьи о спасательных судах на сайте «Николаевский БазарЪ»:
Спасатель, которого так и не спасли…
Легенды и факты из жизни «ЭЛЬБРУСА»
Этюды к истории судостроительной техники Николаева
Facebook
Twitter
Youtube