Спасательные суда проекта 527 и 527П

Над заметкой работали:

Спасательные суда проекта 527 и 527П. ЦКБ-50, главный конструктор Н.Г. Лощинский. С 1959 по 1965 г. в Николаеве, на заводе 445 (завод им. 61 коммунара) было построено 8 судов проекта 527 и одно проекта 527П.

Эти суда предназначались для оказания помощи аварийным подводным лодкам и надводным кораблям. Суда проекта 527 оснащались водолазными и спасательными колоколами, средствами водоотлива, пожарными насосами, лебедками и другим спасательным снаряжением.

Последнее судно серии (проект 527П, главный конструктор М.К. Горшков) имело возможность спасать экипаж подводных лодок второго поколения с предельных глубин погружения с использованием новых образцов спасательного оборудования.

Заказ Наименование Заложен Спущен Сдан Примечания
1601 МБ-26 02.1957   29.10.1959 с 1966 — СС-26, с 1989 — «Эпрон»
1602 МБ-21 27.11.1957   30.09.1960 с 1966 — СС-21
1603 МБ-23     29.12.1960 с 1966 — СС-23
1604 МБ-11 24.10.1960   1961 с 1966 — СС-44
1605 СС-83 30.06.1960   1961  
1606 СС-87     30.09.1962 с 1973 — «Владимир Трефолев»
1607 СС-25 28.05.1962   31.12.1963 «Жигули»
1608 Бештау 1.11.1962 3.08.1963 27.11.1964  
1609 СС-22     30.12.1965 пр.527П, с 1966 — «Алтай»

Водоизмещение полное — 3030 т.

Длина — 79,7 м.; ширина — 14,0 м.; осадка — 4,5 м.

Скорость полного хода — 17,5  узлов.

Дальность плавания полным ходом —  3000 миль.

Автономность — 35 суток.

Силовая установка — дизель-электрическая, гребные двигатели — 2х2500 кВт, дизель-генераторы — 4х3Д100М по 1375 кВт, 2 ДГ по 500 кВт, 1 ДГ 100 кВт.

Вооружение — две 57 мм артустановки ЗИФ-31Б.

Радиотехническое вооружение — 2 НРЛС «Дон», ГАС Пегас-2М», ГАС «Оредежь-1» (пр.527П), ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста» (пр.527П).

Глубина проведения водолазных и спасательных работ — 200 м.

Экипаж — 135 чел.


Модернизации:

С  1967 по 1975 год на заводе имени 61 коммунара в г. Николаеве прошли модернизации суда проекта 527: СС-21, 23, 26, 83, 87, Бештау.  Новый проект получил шифр — 527М. Водоизмещение увеличено до 2800/3300 т, осадка 5,4 м, скорость до 17,8 уз, дооборудованы ГАС поиска ЗПЛ МГА-6 «Кашалот», ГАС звукоподводной связи МГА-1.

В ходе предпродажной подготовки для ВМС Индии, СС-26, с 1988 по 1991 год капитально отремонтирован и переоборудован, новый проект получил наименование Пр.05275. Потом договор Индийской стороной был расторгнут и СС-26 остался в составе Черноморского флота, получив имя «ЭПРОН».


При оказании помощи малому десантному кораблю МДК-253, в 22.43 21 февраля 1972 г. СС-44 было выброшено правым бортом на скалистый берег м. Коровий в точке IH=60°51’57»N, 31°57’35»Е, на курсе 18». Все отсеки, кроме кормового трюма, были затоплены водой, ЭУ вышла из строя. Крен составил 10° на левый борт. После многомесячной спасательной операции 18 мая 1972 г.  СС-44 сняли с берега.

Позже СС-44 отбуксировали в порт Мурманск, но из-за значительных повреждений его восстановление признали нецелесообразным. Демонтированные с судна исправное оборудование и части механизмов были использованы при ремонтах оставшихся в строю судов пр.527.


Списание:

СС-21 в январе 1992 года продан Черноморскому АСПТР г. Одесса  – переименован в спасательное судно «Подводник Маринеско». Усиленно эксплуатировался по всему мировому океану до 1997 года, после чего списан на металл.

Списаны: 22.02.1993 года СС «Бештау», 30.06.1993 СС «Жигули», СС-23 предположительно в 1993 году.

1.09.1995 СС «Владимир Трефолев» отбуксирован в Лумбовский залив и притоплен на мелководье в качестве мишени для стрельб авиации.


 

Статьи о спасательных судах на сайте «Николаевский БазарЪ»:

 

Спасатель, которого так и не спасли…

Легенды и факты из жизни «ЭЛЬБРУСА»

Этюды к истории судостроительной техники Николаева

 

 

История города Николаев в фотографиях, видео и аудио.