Краны ЧСЗ грузоподъемностью 900 тонн.
Над заметкой работали: Андрей Шинкаренко
Два финских крана «KONE», появились в городе Николаеве в разгар холодной войны, для строительства авианосцев. Сейчас они стали символом нашего города.
Повествование о модернизации стапельного комплекса «ноль» Черноморского завода нужно дополнить рассказом о том, как были доставлены на завод и смонтированы гигантские 900-тонные финские краны фирмы «KONE».
В начале 1977 года Министерство внешней торговли заключило контракт с финской фирмой «KONE» на поставку двух 900-тонных кранов для Черноморского судостроительного завода. Стоимость кранов составляла 20 млн. долларов.
Доставка кранов и технологической оснастки для их монтажа осуществлялась из Финляндии на четырех понтонах с помощью буксиров. Операция доставки морем этих кранов сама по себе являлась уникальной. Общий вес одного крана – 3430 т.
Монтаж кранов представлял собой сложный технологический процесс, продолжавшийся около года. Поскольку Николаев имел режим закрытого для иностранцев города, финских специалистов разместили за 20 км от завода – в гостинице «Металлург» в Корабельном районе, где они проводили технические консультации, и откуда подъем гигантских кранов можно было видеть невооруженным глазом.
Работа по подъему 900-тонных кранов выполнялась круглосуточно. Работы велись днем и ночью в три смены, в том числе в воскресные и субботние дни. Подъем первого крана выполнили за 2 месяца и 10 дней. Ответственными за подъем были назначены главный технолог завода Г.Н.Меньков и старший прораб НСУ-28 И.В.Мирошников. На ввод в действие одного крана вместе с монтажом электрооборудования, пуско-наладочными работами и испытаниями, ушел примерно год. Второй кран собрали быстрее.
В 2000-х годах братья Чуркины, купившие завод, интенсивно продавали все заводское оборудование. Что не удавалось продать, резалось на лом. Изучали вопрос продажи и двух 900-тонных кранов. Однако выяснилось, что до этого успели разрезать и сдать в лом уникальную оснастку, предназначенную для подъема и демонтажа кранов. Без нее разобрать краны невозможно. Таким образом, краны устояли.
Валерий Бабич
Тема «Краны на ЧСЗ» на форуме нашего сайта.
Facebook
Twitter
Youtube