Китобаза «Советская Украина»

Над заметкой работали:

Проект разработан ЦКБ «Морпромсуд» (КБ «Восток», г.Ленинград, СССР, главный конструктор В.И. Могилевич). На Николаевском ССЗ им.Носенко (будущий Черноморский ССЗ) для Министерства рыбного хозяйства СССР было построено два судна данного проекта:
1. «Советская Украина», строительный № 500, 1959 год, валовая вместимость 32024 т, порт приписки Одесса. Списано 31.07.1995.
2. «Советская Россия», строительный № 501, 1961 год, валовая вместимость 33154 т, порт приписки Владивосток.

Планировалось строительство третьей китобазы — «Советская Белоруссия», однако потом от этих планов отказались. Главные двигатели, уже заказанные заводом были использованы для строительства сухогрузов «Полтава» и «Полоцк» проекта 594 в 1962-63 гг. Поэтому на первом гребной винт был левого, а на втором-правого вращения.

Китобойные суда проекта 393 (типа «Мирный«) строились на заводе имени 61 коммунара.

 


Экспедиция китобойной флотилии «Советская Украина» в цвете.

 


 

Жизнь и быт китобазы.


Модель китобазы из коллекции музея судостроения и флота.

 


 

Тип судна: теплоход, китобойная база.

Конструктивный тип: трехпалубное, система набора корпуса смешанная, с баком, с рубкой и надстройкой в носовой части, с МО и надстройкой в корме, с наклонным носом и крейсерской кормой.

Назначение: прием китовых туш в море от китобойных судов, замораживание китового мяса, выработка китового жира и муки, хранение и транспортировка продукции китобойного промысла, снабжение китобойных судов, культурно-бытовое и медицинское обслуживание их экипажей.

Район плавания: неограниченный.
Дальность: 9100 миль
Автономность: 25 суток
Экипаж: 509 чел. (всего коечных мест — 536)

Дедвейт: 25720 т
Длина: 217,48 м
Ширина: 27,93 м
Высота борта: 19,05 м
Осадка: 6,42/10,83 м

Марка ГД: дизель «674-VTBF-160» (завод «Бурмайстер и Вайн», Дания)
Мощность ГД: 2 х 7500 л.с.
Скорость: 16,0 уз.

1 грузовой трюм вместимостью 980 куб.м
1 мучной трюм вместимостью 7770 куб.м
2 рефрижераторных трюма вместимостью 2040 и 3550 куб.м
36 жировых танков общей вместимостью 21690 куб.м
Система охлаждения рассольная, хладоагент аммиак, 10 компрессоров, температура в трюмах -20 град.С
2 грузовых крана «КЭ-26» грузоподъемностью по 5,0 т
10 грузовых стрел грузоподъемностью 2 х 10,0 т, 6 х 5,0 т и 2 х 3,0 т

 

У берегов Антарктиды

Статья из журнала «РАДИО» № 10. 1962 год.

Коммунистическая партии и Советское правительство проявляют постоянную заботу о неуклонном подъеме рыбной промышленности страны, о совершенствовании рыбопромыслового флота. Об этом свидетельствует принятое ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановление «О мерах по увеличению добычи рыбы и производства рыбной продукции». Наряду с другими важными мероприятиями в постановлении намечено проведение больших работ по дальнейшему развитию и совершенствованию судовых средств радиосвязи, электро-радионавигационного оборудования, приборов комплексной автоматизации судовождения и технологических судовых процессов. Все это поможет улучшить работу рыбопромыслового флота.

В далекой Атлантике и Антарктике, в просторах Тихого океана и во внутренних морях советские рыбаки ежегодно добывают десятки миллионов центнеров рыбы, китов, морского зверя и других морских продуктов.

Вместе с тружениками мори самоотверженно работает большой отряд радистов. Они образцово обслуживают различные радиосредства, которыми оснащены современные рыболовные суда и флотилии, в любых условиях обеспечивают надежную радиосвязь. О трудной, но почетной вахте моряков-радистов рассказывается в письме начальника службы связи и электро-радионавигации китобойной флотилии «Советская Украина» П. Морозова, которое публикуется ниже.

Три года назад советские китобои получили новый промысловый корабль, построенный на Николаевском судостроительном заводе имени И. Носенко — китобазу «Советская Украина», водоизмещением 44 тысячи тонн. Вся многообразная техника этого замечательного судна-гиганта, в том числе радио- и электро-радионавигационная аппаратура, изготовлена на отечественных предприятиях и смонтирована нашими радиоспециалистами.

Радистам флотилии пришлось много и упорно потрудиться, чтобы освоить сложную новую технику. Однако теперь они знают ее в совершенстве и отлично обслуживают китобоев.

Нет нужды доказывать, какое значение имеет электро-радионавигация для китобойного промысла.

 

В условиях Антарктики, где на пути встречается большое количество айсбергов, где часты снегопады и ураганные ветры, невозможно водить китобойные суда без локационных станций, обеспечивающих безопасное плавание. Что же касается бесперебойной радиосвязи китобазы с китобойными судами и береговыми радиостанциями, то без нее современный китобойный промысел вообще немыслим, не говоря уже о том, что благодаря радио советские моряки, находясь за десятки тысяч километров от родной земли, ежедневно и ежечасно связаны с жизнью своей страны.

Круглые сутки, в любых условиях советские китобои ведут добычу. Характерно отметить, что за два последних рейса китобаза «Советская Украина» два раза прошла вокруг Антарктиды и не было случая, чтобы у нас нарушилась радиосвязь с материком. Как ни трудны были походы, но радисты-китобои всегда с честью справлялись со своими задачами. После окончания первого промыслового рейса радиослужбе китобойной флотилии было присвоено звание коммунистического труда. После второго рейса многие члены экипажа флотилии были награждены орденами и медалями СССР и среди них лучшие наши радиоспециалисты: Виктор Абрамитов, Константин Сущенко, Алексей Парахно, Василий Кузьмин, Геннадий Широков, Сергей Сазонтов.

Прекрасно справляются со своими обязанностями начальники радиостанций китобойных судов Владимир Хабаров, Владимир Козлов, Петр Лунин, радиотехники китобазы Виктор Фомин, Михаил Бойчук, Вячеслав Филиппов и другие.

В течение трех лет китобаза «Советская Украина» не только выполняет государственные планы, но и значительно перевыполняет свои социалистические обязательства. Государство получает на десятки миллионов рублей сверхплановой продукции. И в этом не малая заслуга радноспецналистов флотилии, которые во многом способствуют активной промысловой работе.

П. Морозов,
начальник службы связи и электро-навигации китобойной флотилии «Советская. Украина»

 


 

Календарь Китобоя Украины

На борту китобазы была собственная типография, издавалась газета «Китобой Украины», печатались календари и другая печатная продукция.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

 

История города Николаев в фотографиях, видео и аудио.