НИС «Академик Сергей Королев»
Над заметкой работали: Андрей Шинкаренко
Судно слежения за космическими объектами, заказ № 704, проект 1908 «Канопус», ЦКБ «Черноморсудопроект». Предназначено для проведения телеметрических и траекторных измерений, управления бортовой аппаратурой, как обитаемых, так и необитаемы объектов, и радиосвязи с обитаемыми объектами на участках траектории вне радиовидимости с территории СССР. На судне впервые в мире предусматривалась возможность одновременной двухсторонней связи и управления объектами на расстоянии 400 000 км. в двух диапазонах частот.
Спущено на воду 1 июля 1969 г. на Черноморском судостроительном заводе, в городе Николаеве.
Главный конструктор проекта — Козлов Сергей Митрофанович.
Главный конструктор судна — Каменецкий Юрий Теодорович.
Главный строитель судна, Герой социалистического труда — Винник Иван Иосифович.
Старший строитель – Овдиенко Игорь Николаевич.
Судно построено на базе сухогруза типа «Феодосия». Для расположения лабораторий, научного оборудования и приборов нужно было радикально увеличить количество помещений. Для этого почти сформированный корпус сухогруза разрезали по мидель-шпангоуту и врезали вставку длиной 12,3 метра, а бортовая обшивка в средней части стала внутренней стенкой цистерн для запасов топлива и воды.
Сложнейшей инженерной задачей являлся монтаж двух антенн: первая – командно-измерительной системы, вторая осуществляла спутниковую связь. Вес каждой из них достигал 175 тонн. Диаметр зеркал составлял 12 метров. На носовой надстройке должна была быть смонтирована малая антенна командно-измерительного комплекса с диаметром зеркала 2,1 м. Поступающие данные должны были обрабатываться собственным вычислительным комплексом, включавшим в себя две ЭВМ. С большими предосторожностями эти изделия были доставлены в Николаев с Ижорского завода. Антенны нужно было не только установить, но и соответствующим образом настроить. Требовалось проверить соосность двух 12-метровых антенн и синхронность их работы.
Для этих целей была проведена специальная инженерная операция. Нужно было неподвижно зафиксировать находящийся на плаву корабль. Сухого дока на ЧСЗ не было, поэтому группа специалистов предприятия придумала способ осуществления этой непростой задачи в имеющихся условиях.
«Сергея Королёва» установили на семь подводных опор, заранее сооруженных на дне Южного Буга. Три были нерегулируемые – две в носу, одна в корме, а высота четырех опор (в районе миделевой вставки) могла изменяться при помощи домкратов. С целью надежной посадки «Королёва» на опоры и создания необходимой прижимной силы в качестве балласта было принято 2000 тонн воды. На все время нахождения корабля в таком положении была организована круглосуточная вахта, называвшаяся «группа живучести». В ее задачи входило производить при необходимости балансировку судна в зависимости от уровня воды в акватории, силы и направления ветра, расхода грузов.
Всего на опорах корабль простоял 26 суток, что позволило тщательно настроить соответствующую тонкую аппаратуру.
Водоизмещение | 21465 тонн |
Дедвейт | 7181 тонн |
Валовая вместимость | 17114 тонн |
Длина | 181,9 м |
Ширина | 25,0 м |
Высота борта | 13,2 м |
Осадка в полном грузу | 7,93 м |
Энергетическая установка мощностью | 12000 л/с (8826 кВт) |
Мощность электростанции | 4200 кВт |
Производительность опреснительной установки | 20 тонн/сутки |
Скорость хода | 17,5 узлов |
Дальность плавания | 22500 миль |
Запас топлива | 6163 тонн |
Запас воды | 3337 тонн |
Провизия | 105 тонн |
Автономность плавания: по воде, топливу и продуктам | 120 суток |
Количество мест | 300 (экипаж -120, экспедиция — 180) |
Общее число лабораторий — 85. На судне 50 антенн различных типов и назначений. Имеется криогенная установка, которая вырабатывает жидкий азот для охлаждения параметрических усилителей командно-измерительной системы.
Члены экипажа и экспедиции размещаются в одноместных и двухместных каютах. Для проведения досуга участники рейсов используют салоны отдыха, библиотеку с читальным залом, спортивный зал, два плавательных бассейна (закрытый и открытый). Кают-компания рассчитана на 64 места, столовая — на 156 мест. О здоровье участников экспедиционных рейсов заботятся три врача-специалиста и фельдшер. Медицинский блок состоит из амбулатории, операционной, рентгеновского, физиотерапевтического и стоматологического кабинетов. Палубы и платформы соединены между собой трапами и пятью грузовыми лифтами.
Судно имеет неограниченный район плавания. Подруливающее устройство, которым оборудовано судно, позволяют удерживать его на заданном курсе во время сеансов связи, если они проводятся в дрейфе или на малом ходу. Один движитель подруливающего устройства находится в поперечном канале, который пересекает корабельный корпус в носовой части. Два других (на корме) выполнены в виде рулевых колонок, они помимо управления по курсу могут сообщить судну скорость до 3 узлов
День подъема государственного флага и вымпела научно -экспедиционного флота СССР – 26.12.1970 г.
Первая экспедиция — 18 марта 1971 г.
Последняя, 22-я — 1991 г.
«Академик Сергей Королёв» по своей функциональности приравнивался к флагману космического флота, судну «Космонавт Юрий Гагарин».
Переименован в «OROL » и продан на слом в Аланг (Индия) в июле 1996 года.
Facebook
Twitter
Youtube